Главная » Статьи » Остальные бренды

История Nike
Nike logo
Компания NIKE, безусловно, один из мировых лидеров в производстве спортивной одежды и обуви. К 2001 году ее годовой доход составлял порядка 10 млрд. долларов. Это мультинациональная компания, имеющая контракты с 750 заводами в 55 странах мира, а численность ее сотрудников неумолимо приближается к 25000 человек. По всем законам рынка, такая империя должна была складываться в течение долгого периода времени. Однако история NIKE насчитывает всего 30 лет. Годом основания компании считается 1972 год, штаб-квартира NIKE находится в Бивертоне, штат Орегон, США. 

Давайте заглянем в историю. Мы увидим там двух людей, которые в далекие 60-е решили создать дешевую и качественную спортивную обувь, необходимую каждому человеку. 

Билл Бауэрман в 1947-1972 годах был тренером по бегу и легкой атлетике в Орегонском Университете (в 1972 стал тренером Олимпийской легкоатлетической команды США). И конечно, он как профессионал понимал, что спортсмену для достижения хороших результатов нужна не только отличная физическая подготовка. Необходима правильная и качественная экипировка. Но лидирующие тогда на рынке фирмы предлагали очень дорогую и не слишком профессиональную обувь. Тогда Билл Бауэрман решил попробовать сам изготовить обувь, которая, на его взгляд, подходила спортсменам гораздо больше. И ему это удается! Спортсмены в его самодельной обуви достигают высших результатов на соревнованиях. 

Фил Найт был студентом Орегонского Университета и тренировался у Билла Бауэрмана. Он был среди тех, кто поверил в качество обуви своего тренера и испытал ее на себе. Их знакомство постепенно переросло в долголетнюю дружбу и совместную работу над усовершенствованием спортивной обуви. 

Решив посвятить свою будущую профессию разработке новой спортивной обуви, Фил Найт поступает в Стенфордскую школу бизнеса, где пишет большую работу по исследованию американского рынка спортивного снаряжения. Он предлагает пути преодоления немецкой монополии в американской спортивной обувной промышленности с помощью высокотехнологичной и недорогой японской спортивной обуви. 

В 1962 году после окончания Стенфорда Найт решительно начинает компанию по продвижению в Америке усовершенствований своего тренера. Для начала он едет в Японию, на известнейшую фабрику по производству спортивной экипировки Онитсука Тайгер. В разговоре с представителями этой компании он выдает себя за менеджера Blue Ribbon Sports и добивается прав на дистрибьюцию их продукции в США. Вернувшись в Штаты, показав Бауэрману кроссовки Тайгер, Фил Найт приходит к выводу, что с небольшими переделками эти кроссовки окажутся гораздо более высокого качества и дешевле тех, что предлагались тогда на рынке. 

В 1964 году партнеры подписывают договор о совместной работе и основывают новую компанию под названием Blue Ribbon Sports. Каждый компаньон внес первоначальный взнос в размере 500 долларов. На эти деньги они смогли купить 300 пар кроссовок Тайгер. Распределение ролей в этой конторе было довольно простым: Фил Найт занимался продажей обуви (первые пары кроссовок он продавал в собственном гараже), а Билл Байэрман улучшал качество и занимался новыми разработками в спортивной обуви. Ни для того, ни для другого это дело не являлось основной статьей дохода, скорее это было некое хобби, дающее дополнительный заработок. Но именно в это дело они верили, вкладывали душу, сердце, ум, именно на него они возлагали свои надежды. 

Но вот в 1965 году у компании появляется первый постоянный сотрудник - спортсмен Джефф Джонсон. Он сразу же понял, что для "раскрутки" новой компании спортивной обуви требуется прежде всего индивидуальный подход к каждому покупателю. При продаже кроссовок Джонсон узнавал контактные телефоны покупателей (чаще всего профессиональных спортсменов), личную информацию о них и через какое-то время обзванивал их и спрашивал о качестве носимой обуви, каких-то недостатках или достоинствах, предлагал им новые, улучшенные модели. 

Вскоре троица открывает свой первый магазин в городе Санта-Моника, штат Калифорния. Компания продолжает идти вперед, Бауэрман старается сделать спортивную обувь все более современной и по материалу, и по дизайну. 

В 1968 году он представляет впервые на американском рынке спортивной обуви кроссовки из более амортизируемых и легких составляющих. Верх кроссовок выполнен из нейлона, подошва - EVA. 

Уже в самом начале 70-х руководство компании Онитсука Тайгер решило, что им необходимо выкупить часть BRS или же поднять цены на поставляемые ими кроссовки. Действительно, ведь американцы заработали слишком много денег. В 1965 году это были жалкие 8000 долларов в год, но в 1971 году доходы достигли суммы в 1,3 миллиона долларов. 

Однако Фил Найт предвидел такую ситуацию и заблаговременно получил кредиты от компании Нишо Иваи. Найт, Бауэрман и Джонсон решили начать собственное производство, ведь некоторый начальный капитал был накоплен, существовала технология производства, нужны были только заводы. Это не стало серьезной проблемой, и вот наконец, первое производство кроссовок BRS начинается в США. 

Новой компании необходим был логотип для продвижения себя на рынке товаров. В 1971 году проводится конкурс, который выигрывает американская студентка Кэролайн Дэвис, придумавшая SWOOSH. Она получает денежный приз в размере 35 долларов. Название NIKE появилось благодаря древнегреческой богине победы Ники, он дала имя новой компании по производству улучшенной спортивной обуви. 

Рассказывают такую легенду: в 1972 году Бауэрман, задумавшись, уронил кусок резины в горячую вафельницу жены, в следствии чего появилась Вафельная подметка, до сих пор самая лучшая, самая универсальная для беговой обуви. 

А если серьезно, дебют компании NIKE состоялся на Олимпийских сборах США перед Олимпийскими играми 1972 года. 

В 1973 году рекордсмен Америки в беге на средние дистанции Стив Префонтейн становится первым известным спортсменом, носящим обувь NIKE. В этой же обуви выступает один из лучших профессиональных теннисистов мира - Илие Настасе. 

В 1974 году Джимми Коннерс побеждает на турнире US Open в кроссовках NIKE. А кроссовки с "вафельной подметкой" становятся самой продаваемой беговой моделью в США. 

В 1978 году компания начинает продажи за пределами Штатов. Марафонец из Кении Генри Роно устанавливает в кроссовках NIKE четыре мировых рекорда. 

Уже в 1979 году NIKE начинает выпускать спортивную одежду. Первые образцы были созданы еще в начале 70-х Филом Найтом и его женой. 

В том же году в компанию пришел человек, с чьим нововведением связана новая эра в истории NIKE. Это был Фрэнк Руди. Он долгое время работал в NASA аэрокосмическим инженером, где пытался разработать обувь, которая была бы легкой, стабильной и обладала бы хорошей амортизацией. Этим и стала обувь на воздушной подушке - AIR. Но не имея достаточно средств на подобные рода разработки, Руди вынужден был ходить по разным спортивным компаниям и предлагать свое изобретение. В 1979 году появляется первая модель кроссовок NIKE с амортизационной подушкой - AIR TAILWIND, эта разработка выдвинула компанию на первое место среди прочих предприятий по производству спортивной обуви. 

В 1980 году NIKE становится акционерным обществом. Численность работников составляет 2700 человек. К 1982 году компания спонсирует уже более половины игроков NBA. И именно тогда на гребне успеха NIKE попадает в жесточайший кризис, связанный с неправильным выбором маркетинговой политики. Руководству необходимо было выбрать путь, по которому будет развиваться компания: продолжать ли искать новые пути для усовершенствования именно спортивной обуви или следовать капризному голосу моду. Они выбрали второй путь и проиграли, большая часть кроссовок осталась на складах и не была распродана. Покупатели ценили в обуви этой фирмы прежде всего ее спортивные качества и надежность. И компания начинает делать упор на связи с подающими надежды спортсменами. 

В 1984 году на Олимпийских Играх в Лос-Анжелесе 58 спортсменов, поддерживаемых NIKE привозят в общей сложности 65 медалей. Среди них Карл Льюис (4 золотых медали) и Джоан Бенуа (первое "женское" золото за Олимпийский марафон). 

В 1985 году NIKE подписывает контракт с начинающим баскетболистом Майклом Джорданом. И на сегодняшний день пожизненный контракт со звездой NBA не был расторгнут. Джордан участвовал в разработке некоторых моделей бутс и кроссовок. 

В 1987 году дебютирует первый AIR MAX. Впервые в практике рынка спортивной обуви покупатель смог увидеть, как работает амортизационная подушка. К этому времени фирма окончательно выходит из непродолжительного кризиса и начинает набирать обороты. тогда же появляются кроссовки для повседневной жизни, кроссовки на каждый день - Cross-Training. 

В 1988 году начинается рекламная компания, благодаря которой NIKE стала известна во всем мире - JUST DO IT или ПРОСТО СДЕЛАЙ ЭТО. 

В 1990 году в Бивертоне, штат Орегон, открывается NIKE World Campus. Это 75 акров земли и семь зданий, названных по именам спортсменов, которых поддерживает компания. 

С 1991 года NIKE становится единственной в своем роде фирмой, чьи годовые доходы превышают 3 миллиарда долларов. Тогда же начинается производство одежды NIKE F.I.T. A Майк Пауэлл побивает мировой рекорд Боба Бимона в прыжках в длину, продержавшийся 23 года. 

В 1992 году шесть из поддерживаемых NIKE баскетбольных суперзвезд приводят сборную Америки - команду DreamTeam к золоту Олимпийского баскетбольного турнира. 

В 1993 году Майкл Джордан возглавляет "Чикаго Буллз" на третьем выигранном ими чемпионате NBA, а Джим Курье завоевывает свой четвертый кубок турнира Большого Шлема. 

Десять футболистов сборной Бразилии подписывают с NIKE контракт в 1994 году перед чемпионатом мира и выигрывают его. 

В 1997 году NIKE начинает производство часов и очков со собственной символикой. 

В 2000 году дебютировала новая разработка NIKE SHOX. 

NIKE на сегодняшний день остается одним из мировых лидеров в производстве высококачественной одежды и обуви. Внедряя все новые и новые технологии, разрабатывая новые модели, компания стремится подняться на высшую ступень профессиональной деятельности, связанной со спортивной экипировкой. Она стремится к совершенству. 

История Nike неразрывно связана с именем Фила Найта. Автор мифа Nike — Фил Найт (Phil Knight). Он был посредственным бегуном на средние дистанции в команде Орегонского университета, а по прошествии лет с состоянием более чем в 3,8 млрд USD стал шестым в списке самых богатых американцев. Фил Найт основал компанию в партнерстве со своим спортивным тренером Биллом Боуэрманом (Bill Bowerman) в 1964 г
Спортивная обувь американского производства стоила тогда всего 5 USD, однако ее качество оставляло желать лучшего. Многие спортсмены возвращались с дорожек с кровавыми мозолями на ногах. Гораздо более высоким качеством отличалась германская обувь, но стоила она в шесть раз дороже — 30 USD.

Теория Найта-Боуэрмана была проста: высококачественная обувь может быть спроектирована в США, произведена в Азии и продана в Америке по более низким ценам, чем популярные западногерманские кроссовки. Получая экономическое образование MBA в Стенфорде в 60-х гг., Найт брал уроки в классе Френка Шелленбергера (Frank Shallenberger). Заданием на очередном семинаре была стратегия развития бизнеса мелкой частной фирмы, включая маркетинговый план. Согласно легенде «Найке», именно на этом семинаре по маркетингу Найту пришла в голову концепция компании. 

В качестве азиатского производителя была выбрана Япония, поскольку рабочая сила там стоила намного дешевле, чем в Америке. В 1963 г. Найт поехал в Японию. В Стране Восходящего солнца он заключил cоглашение с фабрикой Onitsuka о продаже высококачественных японских кроссовок Tigers в США. Вернувшись в Америку, 26-летний коммерсант начал торговать японской обувью прямо с кузова своего грузовика возле беговых дорожек. Их проект — прародитель Nike — назывался Blue Ribbon Sports. Имя компании родилось во время переговоров с японцами, где Найт представлялся от имени несуществующего американского дистрибьютора кроссовок Blue Ribbon Sports, заинтересованного в продаже японской обуви на территории Соединенных Штатов.

К 1964 г. Найт продал кроссовок на сумму в 8 тыс. USD и отправил заказ на новую партию. Боуэрман и Найт работали в паре, однако вскоре они наняли менеджера по продажам Джефа Джонсона (Jeff Johnson).

В 1965 г. Боуэрман и Найт изменили имя своей компании, назвав ее в честь греческой богини победы Ники. Новое название компании — Nike, согласно легенде, придумал Джеф Джонсон, увидевший во сне крылатую богиню победы Нику.

В 1971 году студентка отделения дизайна Портлендского университета Каролин Дэвидсон за скромный гонорар — 35 долларов, разработала для никому не известной фирмы логотип. Через двенадцать лет, в 1983 году, Фил Найт пригласил ее в ресторан и презентовал золотой перстень, помимо придуманной Каролин эмблемы украшенный бриллиантом, и добавил к своему подарку конверт с некоторым количеством акций компании. Это стало справедливым вознаграждением за знак, одно присутствие которого на спортивной обуви в несколько раз повышает ее потребительскую привлекательность. Этот логотип, знакомый сегодня всем и символизирующий крыло богини, был назван SWOOSH, что весьма приблизительно можно перевести на русский язык как «пролетающий со свистом».

Фитнесс-революция и мода на бег трусцой начала 70-х гг. стимулировали быстрое развитие бизнеса. К 1969 г. Найт продал кроссовок уже на 1 млн USD. Но чистые доходы компании были невелики. 

В 1975 г. Биллу Боуэрману пришла в голову идея, ставшая поворотной в истории Nike. За завтраком, рассматривая вафельницу жены, он решил, что если сделать подошву кроссовок рифленой, то это с одной стороны улучшит толчок, с другой — уменьшит вес обуви. Вскоре он приладил «вафельную» подошву к спортивным тапочкам и предложил легкоатлетам опробовать ее. Это гениальное изобретение моментально вывело «Найке» в лидеры индустрии с долей рынка в 50% (1979 г.) И после того как в 1980 г. был оставлен позади Adidas, у «Найке» остался только один конкурент — Reebok. До тех пор, пока не появился Майкл Джордан.

В 1984 г. компанией был заключен контракт на рекламу баскетбольных кроссовок с 21-летней звездой Национальной баскетбольной ассоциации Америки (NBA) Майклом Джорданом (Michael Jordan). Сейчас стало всеобщей практикой приглашать сниматься в рекламе знаменитых спортсменов, но в середине 80-х гг. стратегии «Найке» не было прецедентов. Вложив миллионы долларов в кампанию с участием Джордана, Nike, сама того не сознавая, сделала его фигуру частью своей культуры. Многие американские подростки мечтали иметь пару таких же кроссовок, как у «короля воздуха». Кроссовки Air Jordan, спроектированные специально для него, идеально подходили для боковых нападающих, которые приземляются с троекратной нагрузкой на стопу по отношению к собственной массе. Эта чудо-обувь, которую Майкл надевал всякий раз, выходя на площадку, была черно-красного цвета, а эти цвета не разрешены в NBA. Поэтому ассоциация накладывала на Джордана штраф в размере 1000 $ за каждую игру, но он все же продолжал надевать Air Jordan. Эта скандальная ситуация, безусловно, была на руку Nike, так как тут же привлекла внимание баскетбольных болельщиков. В результате продажи компании выросли с 870 млн до 4 млрд USD в год.

С этого момента Nike начинает реструктурироваться. На смену интуиции приходит жесткая логика, статистика и исследования рынка. Бюджет маркетинговых отделов Nike увеличивается. На этом Найт не успокаивается. Он решает, что компании не стоит ограничиваться производством одной лишь обуви. Вскоре на улицах появляется реклама, позиционирующая «Найке» как глобальную спортивную корпорацию, выпускающую, кроме всего прочего, одежду, часы, головные уборы и другие спортивные аксессуары.

В 1988 г. дебютировала кампания с участием звезды бейсбола Бо Джексона (Bo Jackson). Три ролика показали, как Джексон бегает, катается на велосипеде и играет в баскетбол. Ролики оканчивались фразой: «Бо знает». Следующий клип играл на совпадении имен Бо Джексона и Бо Диддли (Bo Diddley), известного музыканта. Хэдлайн сообщения говорил, что «Бо не знает Диддли».

Однако компании не пришлось долго наслаждаться лаврами победителя. В 1998 г. популярность Nike падает, так как просто стало не модно носить то, что носят тысячи людей вокруг. Но и это не было неожиданностью для «Найке», которая оказалась во всеоружии. В 1998 г. Найт представил новую линию продуктов — ACG — «всепогодные принадлежности». Кроме того, Nike реструктурировала часть своего бизнеса в отдельные группы: появились Nike Golf, Jordan Brand, Nike Hockey, Nike ACG и др.

Резкое падение цен в 1998 г., профицит, обвал биржевых ставок и экономическая сумятица в Азии спровоцировали падение прибылей компании. В июне 1998 г. впервые за 13 лет Nike понесла финансовые потери. Они составили 67,7 млн USD. Дело усугубилось скандалом вокруг условий и оплаты труда на фабриках во Вьетнаме, Индонезии и Китае. Претензии к «Найке» были более чем обоснованными. В Пакистане детям платили по 60 центов в день за производство футбольных мячей. Во Вьетнаме средняя оплата труда составляла 1,60 USD в день (41 USD в месяц), при этом рабочая неделя состояла из 65 часов. На фабрике в Китае выделение вредных веществ превышало норму в 177 раз. 78% рабочих переболели респираторными заболеваниями. При этом на 10 тысяч рабочих приходился всего один доктор и две медсестры. В то же время в 1997 г. Майкл Джордан получил за рекламу «Найке» больше, чем все ее рабочие в Малайзии, вместе взятые.

В 1999 г. Nike справляется с передрягами. Успешно осваивается Интернет. Компания обрастает немалым количеством web-адресов.

Реклама «Найке» — всегда вызов. Это утверждение — не пустые слова. В 1999 г., во время бомбежек НАТО, в разрушенном Белграде появились щиты Nike — обычные 3×6, исполненные в традиционной эстетике фирмы: знаменитый swoosh, слоган «Just Do It» и совершенно неожиданная фраза: «Stop the bombs!» Получается недвусмысленно: «Останови бомбежки! Просто сделай это!»

В январе 2000 г. на телевидении появляется 30-секундный ролик с участием легкоатлетки-спринтерши Мерион Джонс (Marion Jones), которая бежит по улицам, спасаясь от маньяка с бензопилой. Ролик внезапно обрывается, и телезрители отсылаются на сайт whatever.nike.com за продолжением истории. На электронной страничке посетителям предоставляли уникальную возможность посмотреть телевизионный ролик в Apple QuickTime и самим придумать его окончание. Самые лучшие варианты транслировались там же, в Сети.

В феврале 2000 г. в Интернете стартует новый проект Nike — «Альфа». Продукция новой линии широко представляется в on-line магазинах. Ситуацию несколько омрачила забастовка в NBA и уход из большого спорта (а значит, и из большой рекламы) «фронтмена» Nike Майкла Джордана. Однако руководство компании быстро нашло ему замену в лице известного гольфиста Тайгера Вудса (Tiger Woods), с которым был заключен самый грандиозный пятилетний контракт в истории спорта на 100 млн USD. Вскоре этот «союз» приносит свои дивиденды — в 2000 г. Вудс выигрывает Открытый чемпионат США (U.S. Open) с фирменным мячиком Nike.

В 2002 г. Nike запустила глобальную кампанию «Секретный турнир». Телевизионные ролики рассказывали о соревновании по футболу 4×4 в спрятанном от посторонних глаз помещении с пугающим названием «клетка». Креатив разрабатывало агентство Wieden & Kennedy Amsterdam. В съемках участвовали 24 лучших футболиста планеты.

Целью кампании, разразившейся не только в телевизионном эфире, но и в web-пространстве, было поднять траффик он-лайн ресурса NikeFootball.com, разработанного компанией FramFab Denmark. На сайте NikeFootball была размещена интерактивная 3D «игрушка» — Scorpion Knock Out. Посетители могли поучаствовать в качестве тренеров команд в секретном футбольном турнире, о котором рассказывали телевизионные ролики. Тренеры самых успешных команд получали комплекты продукции фирмы, которые включали мячи с автографами звезд футбола.
Категория: Остальные бренды | Добавил: Vexet (29.08.2010)
Просмотров: 3835 | Теги: nike | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]